502 Bad Gateway


nginx/0.7.67
PRclub | философия выбора
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/0.7.67

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/0.7.67

домой
ПОЛОВОЙ ОТБОР ПО ГРУППОВОМУ ПОВЕДЕНИЮ -- НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Странно, но никто до сих пор не замечал, что основное отличие человека от животных - это тип сообщества, где в рамках большого человеческого общества ПОСТОЯННО соседствуют и сотрудничают более мелкие объединения - семьи...
...Рождение разума, появление человека не являлось чем-то исключительным - событие это лежало на магистральном направлении биологического прогресса. В природе реально существует противоречивость избирательных действий классического отбора по групповому поведению и полового отбора по половому поведению, особенно острым оно становится в отношении групповых высших животных. До человека природа уклонялась от решения этого противоречия (или разнося действие этих видов естественного отбора во времени, или ослабляя один из них). Для предков человека природа была вынуждена искать принципиально новое решение, которое и оказалось зачатками абстрактного мышления, сознания...
...Утверждение Фрейда об "изначальной враждебности людей", генетически обусловленной агрессивности следует признать несостоятельным. Благодаря половому отбору по групповому поведению человек от природы более добр и терпим, чем животные. Необходимость в жестокости появилась позднее, в военно-религиозный период, то есть уже после того, как генотип человека сформировался. Жестокость и агрессивность приобретаются воспитанием, в генах их быть не может (исключая патологию, наследственные болезни)...

1. Половой отбор по групповому поведению
1.1. Противоречие полового отбора по половому поведению и классического отбора по групповому поведению у высших животных
1.2. Бойкот. Смещенная активность
1.3. Принцип действия полового отбора по групповому поведению
1.4. Сознание любовное и сознание творческое. Орудийная деятельность и прямохождение
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

2. История сознания (филогенез)
2.1. Первобытное искусство
2.2. Два этапа первобытной истории
2.3. Закон любовного сознания
2.4. Религия
2.5. Угнетение любовного сознания
Список используемой литературы

1. ПОЛОВОЙ ОТБОР ПО ГРУППОВОМУ ПОВЕДЕНИЮ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ (принятых в статье)
ЕО - естественный отбор, включающий в себя:
КО - классический дарвиновский отбор по общей жизнеспособности и
ПО - половой отбор - по способности оставить потомство.
Половой отбор более прогрессивен, экономичен, чем классический отбор. В классическом отборе ставкой является весь организм, в половом - лишь половая функция организма, доля участия особи в размножении в данный период времени. При КО особь погибает, скажем, в зубах хищника. При ПО проигравшая в этом году особь в следующем году может выиграть: какая-нибудь ее генетическая, морфологическая особенность, невыгодная в этом году, в следующем принесет успех (из-за изменившихся условий среды), позволит добывать больше пищи и привлечет самок. Половой отбор более экономичен в использовании живого материала. Эволюция при Половом Отборе ускоряется.
ПОПП - половой отбор по половому поведению, основная форма ПО у животных.
ПП - половое поведение, включает в себя ухаживание самцов, драки из-за самок, а также ответные действия самок,
ГП - групповое поведение - обеспечивает внутригрупповые отношения членов группы, а также совместные действия животных по добыванию пищи и избеганию опасности со стороны хищников.
КОГП - классический отбор по групповому поведению, контролирует способность группы организованно добывать пищу, обороняться. Действует на уровне особи, части группы, реже всей группы. Хотя детеныши у высших животных рождаются сравнительно редко и взрослеют очень долго, но благодаря групповой организации, по Шмальгаузену: "животные лучше защищены от помех, от неизбирательного истребления, особенно на ранних стадиях жизни: у них успех в борьбе за жизнь определяется свойствами особей и лишь во вторую очередь - случайными факторами среды". Эволюция групповых животных благодаря КОГП ускоряется.
ПОГП - половой отбор по групповому поведению, гипотетическая форма Полового Отбора, которая зародилась в результате одновременного действия Классического Отбора по Групповому Поведению и Полового Отбора по Половому Поведению при крайней противоположности предъявляемых ими к группе животных требований. Именно под действием Полового Отбора по Групповому Поведению у животных предков человека выработались способности к абстрагированию и мышлению. Удачным сочетанием в ПОГП двух самых эффективных форм естественного отбора - КОГП и ПОПП - объясняется поразительная скорость эволюции человека, которой до сих пор не было дано убедительного научного объяснения.

1.1. Противоречие ПОПП и КОГП у высших животных

Для групповых животных природа неизбежно решает вопрос: как использовать эволюционные достижения Полового отбора по половому поведению, то есть давать возможность самцам драться за самок, и в то же время сохранить группу, не потерять преимуществ классического отбора по групповому поведению. У большинства копытных и хищных действие этих видов естественного отбора дифференцировано по временам года. В период течки у самок (обычно раз в год, у собак два раза) самцы возбуждаются, дерутся, сообщество распадается на отдельные семьи-пары, а к осени семьи с пополнением опять собираются в большую группу. Трудно такое решение признать оптимальным: детеныш в малой группе-семье более уязвим, чем в большом сообществе, особенно в случае гибели одного или обоих родителей.
У обезьян самки возбуждены и поддерживают половую активность самцов круглый год. У групповых обезьян природа выработала другие (и весьма разнообразные) варианты сочетания КОГП и ПОПП - см. Табл.

Таблица.ТИПЫ СООБЩЕСТВ У ПРИМАТОВ (по данным из 1, 2, 6, 7, - см. список используемой литературы)

Тип сообщества Виды приматов Образ жизни Структура организации Половой диморфизм Численность сообщества
Тип 1 ШИМПАНЗЕ Полуназемный Диффузное сообщество со случайным скрещиванием Вес самки - 90% веса самца до 40, нестабильны
ЖЕЛТЫЕ ПАВИАНЫ Самцы мельче самцов гамадрилов 50–60
Тип 2 МАРТЫШКИ-ГУСАРЫ и ПАВИАНЫ-ГАМАДРИЛЫ в менее опасное время суток Наземный Группа-семья из одного самца и нескольких самок с детенышами Самцы значительно крупнее самок меньше 20
Тип 3 ПАВИАНЫ-ГАМАДРИЛЫ в опасное время суток Группа - объединение из односамцовых групп-семей типа 2 80–100 и больше
ГЕЛАДЫ в опасное время суток и в период дождей до 300–400
Тип 4 ОБЕЗЬЯНЬИ ПРЕДКИ ЧЕЛОВЕКА ? ? 20–100 у австрало-питеков

У шимпанзе и желтых павианов (тип группы 1 - диффузное сообщество) ослабляется половой отбор по половому поведению, самцы между собой почти не конкурируют, преобладает случайное скрещивание, половой диморфизм (различие самца и самки в размере и весе) слабо развит. У мартышек-гусаров (тип группы 2 - "самец-самки-потомство") преимущественное положение очень крупного самца упорядочивает половые отношения, но и ослабляет половой отбор, конкуренцию самцов (когда еще подрастет достойный соперник!).
Что дают эти два варианта для борьбы с хищниками? Хищникам противостоят или несколько самцов средней мощности (тип 1 - самцы ненамного крупнее самок) или крупный, очень мощный самец, но преимущественно один (тип 2).
Павианы-гамадрилы и гелады в условиях африканских саванн и полупустынь используют третий вариант, более гибкий - действие классического отбора по групповому поведению и полового отбора по половому поведению здесь дифференцированно по временам суток.
"Павианы-гамадрилы живут в эфиопских пустынях, в исключительно сложных для обезьян условиях. Элементарная единица сообщества для них - группа с одним самцом, члены которой кормятся в течение дня вместе. На ночь такие группы объединяются на скале или другом, удобном для обороны месте, образуя стаю. Состав таких групп относительно постоянен. Иногда несколько стай могут объединиться в еще большую группу. Гелады - обитатели горных лугов Эфиопии - также формируют стада из групп с одним самцом. С утра они пасутся вместе, а во второй половине дня стадо распадается на гаремы" (1, -см. Список используемой литературы).
Таким образом в то время, когда группе угрожают хищники, самцы сообща охраняют многочисленных самок с детенышами. В отсутствии же серьезной опасности (днем, когда ночные хищники отдыхают) стадо типа 3 распадается на гаремы типа 2: каждый взрослый самец в соответствии со своей силой старается увести больше самок.
"При переходе из одной природной зоны в другую, как и при изменении климата, обезьяны меняют организацию своего сообщества" /6/.
Зависимость типа группы от среды обитания несомненна. Желтые павианы, например,- самые древесные из всех павианов - ведут полуназемный образ жизни и организация группы у них по типу 1, как у шимпанзе. А наши предки - генетически ближайшие родственники шимпанзе, но вели наземный образ жизни, обитали в тех же саваннах и полупустынях, где сейчас обитают павианы-гамадрилы, и поэтому мы вправе предположить у наших предков тип группы 2-3 (меняющийся по временам суток в соответствии с давлением хищников).
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ (рефлексы):
БР - безусловные рефлексы
УР - условные рефлексы
БРПП - безусловные рефлексы полового поведения. Самке безразлично, кто из самцов победил в схватке из-за нее, но дело в том, что самец-победитель ведет себя уверенней побежденного самца, более четко выполняет ритуал ухаживания, и самка, выделяя самца-победителя как более сильный половой раздражитель, включает программу ответных инстинктивных действий - БРПП
УРГП - условные рефлексы группового поведения. Отвечают за нормальный психический климат внутри группы, помогают животным находить групповые решения защиты членов группы от внешней опасности, а также совместно добывать пищу и т.п. Групповые обезьяны усваивают УРГП главным образом в период своего очень продолжительного детства (у шимпанзе 8-10 лет) через подражание. Животное не выделяет себя из среды, группу из среды, себя из группы - все без исключения явления внешнего и внутреннего мира (сигналы, образы памяти, рефлексы) воспринимаются и взаимодействуют между собой (тормозят, взаимно усиливают) непосредственно.

1.2. Бойкот. Смещенная активность

"Павианы жили вместе с нашими предками в одной и той же среде - саванне. Сходная среда, как показывают многочисленные исследования, приводит к появлению сходной организации стада. Если самец не в силах удержать власть, то объединяются 2-3 самца и захватывают власть. Порядок в стаде обеспечивается не столько свирепостью вожака, сколько покорностью подчиненных. Борьба за власть редко (у шимпанзе чаще). Отношения в группе обезьян зависят не столько от самцов, сколько от самок.
На горных склонах Эфиопии в суровых условиях доминирующий самец уже не может заставить всех самок следовать за собой: стадо разбивается в течение дня на группы, каждая состоит из самца и самки с детенышами" /6/.
Высокое положение самок в стаде закономерно - ведь именно в благоденствии самок с детенышами цель и смысл групповой организации. Самцы зарабатывают себе право на жизнь, охраняя стадо от хищников. Количество самцов оптимизируется с одной стороны этой необходимостью охраны стада, с другой - наличием пищевых ресурсов. Самец, чрезмерно агрессивный в рамках большой группы типа 3, подвергается бойкоту со стороны самок, нападкам вожака и в крайнем случае изгоняется из стада - попросту не допускается к общему месту ночевки и становится легкой добычей хищников (классический отбор по групповому поведению в применении к члену группы).
Под БОЙКОТОМ мы будем понимать групповое поведение по нейтрализации вспышек агрессивности внутри стада. Этот вид группового поведения животное осваивает в период взросления, подражая действиям взрослых особей. Активность бойкота обусловлена тем, что источником агрессивности является такое же групповое животное, которое в детстве училось тому же и так же - через подражание. У обезьян подражание особенно развито и бойкотируемый самец в конце концов начинает подражать действиям самки, переключается с агрессивного поведения на более нейтральное.
При бойкоте используется форма поведения, получившая название СМЕЩЕННОЙ АКТИВНОСТИ.
"В конфликтных ситуациях у животных часто можно наблюдать поведение, очевидно никак не связанное ни с одной из конфликтных тенденций" /3/. То есть при агрессивном или половом поведении животное может вдруг начать чистить шерсть или оперение, пить, кормиться, заняться чем-либо без всякой видимой связи с требованиями конфликтной ситуации. У человека наблюдаются такие виды смещенной активности как зевание, почесывание за ухом, манипулирование с сигаретой, перебирание ключей, жевание травинок или жевательной резинки и другие /8/.
В пользу применения нашими предками такой заразительной формы бойкота, как зевание, говорит не только наличие у человека такого врожденного поведенческого акта, как зевание и подражательной реакции на него. Остатки этой формы бойкота не только сохранились у человека, но и получили развитие в таком действии как смех. У зевания и смеха одна физиологическая, мышечномоторная база, один общий признак - заразительность и одно эволюционное назначение - снимать напряженность между членами группы.
Саму по себе смещенную активность трудно отнести к какому-либо типу поведения, однако так как она используется в целях сплочения группы, то мы ее как вид бойкота будем относить к групповому поведению.
В то время суток, когда вероятность нападения хищников велика, члены сообщества наблюдают за окрестностями, держат детенышей в самом безопасном месте - в центре стада. У самок УРГП тормозят БРПП и они, как правило, бойкотируют самцов. Агрессивность самцов сдерживается бойкотом самок, присутствием детенышей - их в группе типа 3 больше, чем в группе 2. Тут появляется хищник и вся энергия выплескивается на него, самцы бок о бок спешат вступить в драку.
Добиться такого идеального порядка в сообществе с 1-2-мя сотнями членов, конечно, трудно. Всегда найдется самка с менее развитыми ГП, которая подчинится ухаживаниям самца. Самец станет нетерпимым к другим самцам и в результате конфликта будет вынужден вместе с самкой покинуть стадо или держаться на его периферии, а значит - подвергать свою жизнь, жизнь самки и детенышей большей опасности. Это и есть КОГП в применении к части группы.

1.3. Принцип действия полового отбора по групповому поведению

Предположим, что сообществу наших предков с гибкой организацией стада по типу 2-3 (как у гамадрилов и гелад), пришлось приспосабливаться к усилению давления со стороны хищников в тот период суток, который ранее был спокойным.
Причины могли быть следующими:
1/ Произошло увеличение популяции ночных хищников ("популяционные волны") и хищники, оставшиеся ночью без добычи, продолжали охотиться и днем.
2/ Ареал обитания наших предков меняется или расширяется, и отдельные группы вынуждены осваивать области с иным составом хищников. И т.п.
Возникает ситуация, когда в ранее спокойное время суток опасность продолжает оставаться высокой и в мозгу самки сталкиваются два противоречивых стереотипа поведения. Через органы чувств поступает информация о наступлении времени суток, благоприятного для полового поведения, но те же органы чувств информируют о том, что хищники не уходят, сообщество не снижает обороноспособности, не распадается на семьи. Если УРГП самки будут продолжать тормозить БРПП, то ожидать потомство от такой самки трудно. Если самка перейдет к половому поведению, то подвергнет себя и будущее потомство повышенной опасности.
Можно увеличить сплоченность сообщества, ослабив половой отбор, конкуренцию самцов. Но это приведет к постепенному снижению их мощи примерно до уровня самок, как у шимпанзе. В таком случае можно было бы снижение качества защитников стада компенсировать увеличением их количества. Но это, в свою очередь, потребовало бы увеличения количества добываемой пищи. А если раньше стадо, распадаясь на группы-семьи типа 2, охватывало пастбище большой площади, то теперь, при постоянстве сообщества типа 3 с большим количеством животных на единице площади ожидать прибавки в пище не приходится.
Условие эволюционной задачи в следующем: самка должна научиться одному самцу ответить взаимностью, а другого пробойкотировать в зависимости от уровня развития у них условных рефлексов группового поведения, и, таким образом, обеспечить своему будущему потомству жизнь в более безопасных условиях большой группы. Ранее поведение самки не зависело от степени развития у самца УРГП, только от его полового поведения и от внешних факторов: времени суток, близости хищников и т.п.
... Давно пора уточнить понятие ГРУППА. С точки зрения эволюции объединение "самец-самка" группой еще не является, т.к. ничего нового в классический и половой отбор не привносит. Первой в эволюции группой следует считать связку "самка-детеныш", когда самка не оставляет потомство на произвол судьбы, а проявляет о нем заботу до взросления. Все соответствующие безусловные и условные рефлексы, которые раньше назывались материнскими, следует отнести к групповому поведению. Дальнейшее развитие ГРУППЫ - к односамцовой "самец-самка(и)-потомство" и к многосамцовому сообществу. Главный отличительный признак настоящей группы - это не только родительская забота, но и передача приобретенного опыта новому поколению (обучение пению у певчих птиц, охотничьим навыкам у хищников). Со стороны детенышей первыми элементами группового поведения являются любые подражания взрослым: следование за матерью, подача голоса и т.д...
Вернемся к задаче. В чем ее новизна? Самка от подражания, от условных рефлексов группового поведения должна перейти к некому самостоятельному решению, основанному на сложившихся у нее в мозгу сведениях о знакомых самцах. Самцов от уровня развития у них УРГП можно условно разделить на "раскольников" и "коллективистов". Самка, связавшая свою судьбу с "коллективистом", имеет больше шансов выжить и вырастить потомство. Но как отличить "коллективиста" от "раскольника", если в момент ухаживания они ведут себя одинаково? Самка, имеющая более развитую память с образами самцов стада, с примерами их группового поведения, а также с примерами реакций группы на поведение отдельных самцов - такая самка имеет больше шансов сделать правильный выбор. Если в самце, "заигрывающим" с ней, самка узнает "раскольника", который часто вносил раскол в группу, не подчинялся "общественному мнению", не сдерживал своей энергии рядом с детенышами, а поэтому часто навлекал на себя гнев вожака и других самок, то у самки срабатывают условные рефлексы бойкота.
Согласно словарю:
"АБСТРАГИРОВАНИЕ - есть мысленное выделение связей, отношений предмета или явления, мысленное отвлечение от множества других свойств, связей, отношений"
"МЫШЛЕНИЕ выделяет стороны, свойства объекта и ставит в соотношения" и, таким образом, самка нашего обезьяньего предка мыслит; выделяет самца не просто как сильный половой раздражитель, а как часть (член ГРУППЫ) из некого целого (ГРУППЫ), и не непосредственно, как самый сильный или значимый раздражитель на фоне других, а опосредовано: в отношении к этому целому. Можно уточнить: в памяти самки фиксируется не отношение самца к ГРУППЕ, а скорее ГРУППЫ к самцу, но суть от этого не меняется. Половой раздражитель "самец" проходит в мозгу самки идентификацию на предмет его взаимоотношений с другими членами группы. Самка не подражает сиюминутно окружающим (другим самкам, например), она мыслит самостоятельно. И чем больше информации она способна использовать для принятия решения, тем точнее будет ее ответная реакция: бойкот или половое поведение. Решающим для самки становится такое качество самца, как уровень его группового поведения, а точнее, оценка этого поведения ГРУППОЙ. Поведенческий признак абстрагируется от цельного образа самца и не просто как его часть, более удобная для обработки в мозгу (как ранее зрительный образ, запах и т.д.), а в отношении к этому самцу...
Рождается новый тип группы, до сих пор в животном мире не встречающийся - большое сообщество, ПОСТОЯННО состоящее и объединяющее в себе малые группы-семьи. ЭТО И ЕСТЬ ФОРМУЛА ИМЕННО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, В КАКОМ МЫ ЖИВЕМ ДО СИХ ПОР! ЭТО И ЕСТЬ РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, КАК НОВОГО ВИДА!
Половой Отбор по Групповому Поведению производит отбор самцов в малую группу-семью, но на уживаемость в большой группе; в этом его интегративная, объединяющая роль. Половой Отбор по Групповому Поведению в своем будущем развитии преобразуется в то, что мы называем сегодня ЛЮБОВЬЮ: выбор мужа (жены) не только по внешним данным (фигура, сила, привлекательность и прочие элементы полового отбора), а по его коммуникабельности в обществе, по способности поддерживать добрые отношения с другими людьми, по таким свойствам, как доброта, душевная отзывчивость, совесть.

1.4. Сознание любовное и сознание творческое. Орудийная деятельность и прямохождение

Нейродинамический механизм, выработанный в мозгу самки нашего предка, выросший в дальнейшем в высшую нервную систему человека, мы назовем ЛЮБОВНЫМ СОЗНАНИЕМ. В начале эволюции человека было ЛЮБОВНОЕ СОЗНАНИЕ самки нашего предка, описываемое следующей функциональной формулой (ФФ): БРПП//УРГ, где // - это знак опосредованного решения, выбора мозгом типа поведения.
У животных до человека ФФ имеет следующий вид:
БР - УР - УРИ, (ФФ1)
где "-" - знак непосредственного выбора мозгом типа поведения, УРИ - условные рефлексы исследовательские, условные рефлексы изучения окружающей среды, незнакомых предметов и явлений, выполняют разведочную функцию. УРИ могут перейти в основной фонд условных рефлексов лишь при крайней необходимости, жизненно важных обстоятельствах. Если же крайней необходимости в новых условных рефлексах нет, то отдельные достижения наиболее "умных", любопытных особей так и останутся в рамках УРИ. Сказанное относится и к так называемой "орудийной деятельности" и "абстрагирующим способностям" современных обезьян и других животных.
В результате действия ПОГП получаем для самки древнего человека:
БР - БРПП//УРГП - УР - УРИ, (ФФ2)
БРПП//УРГП - первая форма сознания, ЛЮБОВНОЕ СОЗНАНИЕ.
Если обезьяна время от времени пользуется различными предметами, а в минуту смертельной опасности отбрасывает их в сторону и пускает в ход зубы, то постоянное использование простой палки, а отсюда и ношение ее с собой мы должны считать началом орудийной деятельности. Логично предположить, что еще до изготовления орудий наши предки просто переносили с собой наиболее удобные палки, камни, кости. Прямохождение связано с ношением, а не с изготовлением (изготавливать орудия можно и сидя).
И эта необходимость в прямохождении должна быть очень сильной, потому что хождение, как способ передвижения, на двух задних конечностях, по достигаемым результатам (скорость) и требуемой затрате биоэнергии - безнадежно проигрывает другим способам передвижения: на четырех и трех (две задние и хвост) конечностях. Настолько сильно проигрывает, что до человека природой не применялся /4/.
Природа ставит древнего человека перед выбором: или сохранить скорость четвероногого передвижения, чтобы в минуту опасности убегать на скалы или другие более безопасные места, или, отказавшись от бегства, использовать в обороне палки, камни, крупные кости мертвых животных. Важно здесь то, что в обезьяньих сообществах типа 1,2,3,2-3 внешняя опасность в определенное время суток ослабевает и таскать с собой орудия постоянно ни к чему. Лишь в группе 4 это становится целесообразным.
СОЗНАНИЕ ЛЮБОВНОЕ находит применение пока только у самок, но возможность образования межнейронных связей нового типа, обусловленная генетически, передается по наследству и самцам. Эта возможность пока не реализуется для управления половым поведением самцов, так как: 1) среди самок значительно меньше "раскольников"; самки более коммуникабельны, уживчивы; 2) у самца обычно несколько самок, и если одна из них изгоняется из стада, то вряд ли самец пойдет за ней. Попробуем найти сознанию самца иное применение. Для удобства весь комплекс условных рефлексов группового поведения и соответствующих образов памяти объединим под условным обозначением ГРУППА.
При ПОГП мозг самки, имея две стороны опосредованного отношения (самец, член ГРУППЫ и ГРУППА), выработала механизм опосредования - СОЗНАНИЕ ЛЮБОВНОЕ.
В мозгу самца имеется одна сторона опосредования (ГРУППА) и механизм сознания, унаследованный от матери. Необходимо выработать другую сторону опосредования, решить задачу, обратную той, что решала самка. Предположительно второй стороной может быть часть группы, проявляющая к ней какое-то поведение, отношение.
Палка или камень, неоднократно оказавшие помощь группе в отражении внешней агрессии, будут выделены самцом из общего фона непосредственно воспринимаемого внешнего мира ОПОСРЕДОВАННО в отношении к ГРУППЕ, как полезный член ГРУППЫ. Отсюда и ношение с собой предмета, ставшего орудием: чтобы сохранить ГРУППЕ полезного члена, защитника от врагов.
Задача решена; вторая сторона опосредования найдена - это ОРУДИЕ (член ГРУППЫ) // вся ГРУППА.
Дальше естественно следуют прямохождение, освоение ОГНЯ - члена ГРУППЫ, изготовление орудий, уважительное и любовное отношение к орудиям, их украшение, одушевление, а в будущем - обожествление орудий и огня. Все эти следствия хорошо известны и изучены и поэтому менее для нас интересны.
СОЗНАНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ - так мы назовем первичную форму сознания, сделавшую из самца настоящего мыслящего мужчину. Главное отличие: Сознание Любовное действует внутри группы, Сознание Творческое переносит действие механизма сознания на внешний мир. ОРУДИЕ опосредуется из внешнего мира в отношении к ГРУППЕ, но и ГРУППА благодаря ОРУДИЮ) выделяется из внешнего мира (до выделения СЕБЯ как личности, до осознания Я нашему предку еще далеко). Предметы внешнего мира становятся ОРУДИЯМИ, если опосредовать, абстрагировать их пользу для ГРУППЫ от всех прочих их признаков и свойств. Весь окружающий мир человек опробует своим ТВОРЧЕСКИМ СОЗНАНИЕМ на предмет пользы для себя. Напишем для самцов наших предков:
БР - БРПП - УРГП//УРИ - УР (ФФ3)
Использование орудий привело к увеличению количества добываемой пищи. Это позволило стаду увеличить количество мужчин; этот рост продолжался, пока число мужчин примерно не сравнялось с числом женщин. В связи с этим у мужчин также развивается Сознание Любовное, обеспечивающее Половой Отбор по Групповому Поведению в отношении женщин. А если учесть, что и женщины используют орудия при разделке добычи, добывании съедобных корней, а также поддерживают огонь, то есть используют Сознание Творческое, то можно сказать, что в принципе формирование человеческого мозга завершилось. Общая для мужчин и женщин функциональная формула:
БР - БРПП//УРГП//УРИ - УР (ФФ4)
Разница, конечно, есть, она сохранилась до сих пор: у женщин более развито Сознание Любовное, они больше ценят доброту, нежность и в конце концов это женщина выбирает себе будущего мужа, а не наоборот. У мужчин более развиты Сознание Творческое, УРИ, тяга к исследованиям, приключениям.
Сознание Любовное и Творческое дополняют друг друга, усиливают. Известно, что удача в любви окрыляет человека в его творческой деятельности. Сознание Любовное совершенствует и развивает механизм опосредования, эвристический фундамент Сознания Творческого. И наоборот: достижения Сознания Творческого могут быть использованы для целей Любовного Сознания. В Сознании Творческом ОРУДИЕ и ГРУППА взаимно опосредуются из окружающего мира. В противоположность орудию, которое "переносится" из внешнего мира в ГРУППУ, становится ее членом, самец-"раскольник" этого членства лишается и "выносится" за пределы ГРУППЫ в непосредственно враждебный ей мир. (Так преступник выносится за "пределы" человеческого общества). Эволюция сознания идет в генераторном режиме, две формы сознания взаимно усиливают друг друга и развитие мозга человека, антропогенез, ускоряются.
Нет сомнения, что в результате антропогенеза Половой Отбор по Половому Поведению заметно ослабляется, уступая часть своих позиций Половому Отбору по Групповому Поведению. Физическая мощь самцов падает, но тут как раз на помощь приходят орудия, и общая обороноспособность наших предков не снижается. Трудно совместить конкуренцию самцов и постоянное единство сообщества типа 4. Выход был найден в ритуализации Полового Поведения. У обезьян половое поведение не ритуализировано, как оно ритуализировано, например, у птиц или копытных (брачные игры). Самец просто ведет себя агрессивно, а самка подчиняется ему, подставляется. У человека половое поведение упорядочивается, ритуализируется: появляется такой праздничный ритуал, как соревнование женихов (прародитель спорта), и молодые мужчины могли померяться силами без всякого вреда для единства рода, племени. Былая агрессивность опосредуется, противник становится условным.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

В результате действия открытого мной нового вида естественного отбора - ПОЛОВОГО ОТБОРА ПО ГРУППОВОМУ ПОВЕДЕНИЮ - на Земле появился не только новый биологический вид - ЧЕЛОВЕК, но и новые законы (плюс к уже существующим законам природы). Эти новые законы мы назовем ЗАКОНАМИ ЛЮБОВНОГО СОЗНАНИЯ и приведем некоторые из них:
1) Внутренний запрет на убийство, на любое насилие над человеком (кроме насилия в отношении убийцы или насильника)
2) Невозможность полноценного развития личности только в семье или только, грубо говоря, на работе, в обществе. Невозможно построить общество на основах только социальной справедливости, не учитывая интересы частной собственности, и наоборот. Как то, так и другое приводит общество и человека обратно в животное состояние.
3) Невозможно, любя хоть одного человека, не любить всех людей Невозможно, будучи счастливым, не стремиться ко всеобщей справедливости и счастью. "Если я в самом деле люблю одного человека, то я люблю всех людей, я люблю весь мир, я люблю жизнь" (Э. Фромм)
Очевидно, что исследователи рода человеческого все это пытались формулировать и ранее (в законах совести, моральных, нравственных законах), но научная база подводится впервые. Что такое "борьба Добра со Злом". Добро - все, что способствует развитию ЛЮБОВНОГО СОЗНАНИЯ, Зло - все, что мешает, угнетает это развитие человеческого начала в человеке и обществе.

2. ИСТОРИЯ СОЗНАНИЯ (филогенез)

2.1. Первобытное искусство

Эволюционная мощь человека растет. Стадо сплочается, орудия совершенствуются, человек начинает теснить крупных хищников, выгоняет из пещер пещерных львов и медведей, использует эти надежные убежища для постоянного жилища. Но дети, в первые годы жизни редко выходя из пещер, видят и слышат крайне недостаточно для подготовки к будущей жизни (в сравнении, например, с детенышами обезьян). Развитию охотничьих навыков будущих охотников способствовали игровые занятия с использованием глиняных фигурок животных, рисунков на стенах. Занятия проводили бывшие охотники, старики и инвалиды. 3анятия включали не только манипулирования с изображениями животных, но и произношения звуков-сигналов или подражаний голосам этих животных - так давались имена животным, орудиям, обозначались их признаки, поведение. Рождался язык. Большую роль в этом процессе играло также разделение труда, необходимость согласования действий мужчин, отправляющихся на охоту, с мужчинами, охраняющими пещеру, изготавливающими орудия и, конечно, с женщинами. Люди, занимающиеся одним делом, могут понимать друг друга вообще без слов, на охоте вообще лучше не разговаривать, объясняться условными жестами. Язык оказался необходим для общения людей разных профессий и для обучения этим профессиям молодежи. Для того, чтобы создать образ внешнего мира и пораньше соориентировать ребенка в этом мире, взрослые рисуют на стенах целые сцены, разыгрывают сцены охоты с переодеваниями, рассказывают истории из жизни удачливых охотников. Так естественно рождаются сказки, в которых огонь очага, речка, теплое солнце, мирные безопасные животные (особенно с глазами или повадками, напоминающими человечьи) наделяются ласковыми именами, одушевляются в отношении к группе, становятся как бы ее членами, помогают другим членам ГРУППЫ, разговаривают. Злобные ГРУППЕ силы - хищники, солнце в засуху, морозный ветер, пожар, наводнение - наделяются грозными именами и т.п. Дети, слушая сказки и наблюдая игры, начинают подражать взрослым, играют в ДЕТСКИЕ ИГРЫ, то есть усваивают новые УР еще до столкновения с действительностью, на сигнальном уровне. Из пещеры они выходят уже готовыми к жизни, уверенными в себе и любопытными. По одному сигналу или слову взрослого они уже знают, что надо делать: убегать или нападать и как нападать.
Родина языка и сказок, всех видов искусства - это творческое сознание с его абстрагирующим потенциалом. Сказки и настенные росписи, Фигурки из глины и древние танцы создаются по схеме Сознания Творческого так же, как и орудия. Но в отличие от орудий искусство имеет еще одну важную цель - это развитие у детей Сознания Любовного, доброты, чувства справедливости и долга перед ГРУППОЙ еще по того, как они достигнут половой зрелости. В детских сказках, где действуют силы добра и зла, рождается и тренируется Сознание Любовное, так же как в детских играх тренируются охотничьи навыки.
Здесь нет еще и не может быть никакой религиозности, почитания добрых духов или попыток задобрить злые духи - с эволюционной точки зрения на данном этапе это бессмысленная трата биоэнергии.
Никакого религиозного подтекста не имел и первобытный каннибализм. Человек не имел охраняемых кладбищ, не умел кремировать трупы. Что лучше - бросить погибшего товарища во враждебном мире на съедение стервятникам или оставить его в ГРУППЕ, пусть даже в желудках ее членов? И, конечно, играл роль единственный существовавший тогда культ - культ сытого желудка. Но каннибализм, даже как необходимость, все же вступал в противоречие с ЗАКОНОМ СОЗНАНИЯ ЛЮБОВНОГО, по-видимому, имел место не везде и продолжался недолго. Мы не говорим пока о другом виде каннибализма - военном - он относится к более позднему этапу эволюции человека и имеет совсем другое назначение.

2.2. Два этапа первобытной истории

Всю историю первобытного общества мы разобьем на два этапа:
1) этап первобытного эволюционного максимума любовного сознания, его первобытный расцвет;
2) военно-религиозный этап.
Основные характеристики первобытного расцвета сознания:
1) Человек выходит из пещер, строит простейшие жилища, расселяется по планете в поисках новых охотничьих угодий. Совершенствуются орудия охоты, рыболовства, пища заготовляется впрок, на голодные времена. Забота о больных, раненых, престарелых. Одомашнивание животных.
2) Парная семья. Обычаи, свадебные ритуалы обеспечивают полную свободу выбора: мужчине - будущей жены, жене - будущего мужа. Кроме невозможности брака между кровными родственниками никаких ограничений - сословных, имущественных, религиозных - еще нет. Причина брака - только взаимное любовное чувство.
3) Расцвет демократии. Все важные вопросы решаются на общем собрании. Женщины имеют равное с мужчинами право голоса, вообще пользуются огромным уважением (как и прежде высшая цель ГРУППЫ, человеческого общества - в благополучии женщин и детей). Расцвет любовного сознания соответствует расцвету демократии. Вожди выбираются общим собранием и в любой момент общим же собранием могут быть смещены.
4) Расцвет первобытного искусства, мифотворчества. Художественное оформление одежды, орудий.
5) Человек имеет возможность позаботиться о своих мертвых, предать кремации или захоронить останки в труднодоступных пещерах или кладбищах.
6) Высокая справедливость законов, обычаев, высокие моральные принципы поведения. О высокой нравственности людей первобытного общества, будь то индейцы или жители тихоокеанских островов, говорят все исследователи. О жизни ирокезов писал Морган /5/:
"Власть сахема (старейшины для мирного времени) внутри рода была чисто отеческая, чисто морального порядка: средствами принуждения он не располагал... Военный вождь мог приказывать что-либо лишь во время военных походов... Род по своему усмотрению смещает сахема и военного вождя. Это опять-таки решается совместно мужчинами и женщинами. Смещенные должностные лица становятся после этого, подобно другим, простыми, частными лицами". "Ни сахемы, ни военные вожди не претендуют ни на какие преимущества... Свобода, равенство, братство, хотя это никогда не было сформулировано, были основными принципами рода... Этим объясняется то непреклонное чувство независимости и личного достоинства, которое каждый признает за индейцами".
Человек расселяется по Земле. В районах планеты, наиболее благоприятных для него, возникает перенаселенность. Численность животных в таких случаях регулируется увеличением числа биологических врагов-хищников и паразитов (распространение эпидемий). Человек получил такие эволюционные преимущества, что даже эпидемии не успевают существенно влиять на рост его численности.
Неизбежны конфликты из-за охотничьих угодий между соседними племенами.
У животных убийство собрата может быть только случайным - отдельно взятая особь может и убить внутри своего вида, и съесть детенышей, но такие факты должны оставаться случайными, Естественный Отбор подхватить их и закрепить в рефлексах никак не может - это бесспорно. Хотя такие случаи могут учащаться у хищников в голодное время в отношении раненых, ослабевших собратьев... Но у человека любовное сознание восстает против умерщвления человека, такого же как он, члена группы, пусть и чужой, но такой же, с женщинами и детьми, человека, обремененного такими же заботами и делами, мыслями и чувствами.

2.3. Закон любовного сознания

Человек - член ГРУППЫ. Убийца автоматически выносится за пределы ГРУППЫ как внешний враг, непосредственно смертельная опасность. Сам убийца также в своем сознании выносит себя за границы ГРУППЫ, человечества и человеческого (душевные терзания Раскольникова). Это одно из проявлений ЗАКОНА ЛЮБОВНОГО СОЗНАНИЯ. Но как воспитывается чувство причастности к ГРУППЕ, к человечеству. Кроме влияния искусства это происходит в семье родителей и своей. Воспитывает сам факт образования новой семьи, когда совсем еще недавно незнакомый человек становится самым родным и любимым, а родители любимой, (любимого) становятся из вчера еще незнакомых близкими, называются папой и мамой. Такая метаморфоза не может не изменить отношение ко всем людям, к человечеству. Человек начинает подсознательно ощущать себя членом огромной общности людей, каждый из которых хоть раз в жизни переживал любовь к женщине, к детям, внукам, заботы влюбленного, мужа, отца, тестя или свекра, дедушки и т.п. Человек не может не ощущать себя членом огромной семьи, где все люди так же любят, хотят быть любимыми, хотят иметь и растить детей, внуков и так же, как он, любят все человечество и его в том числе. ЗАКОН ЛЮБОВНОГО СОЗНАНИЯ если никогда не формулировался четко, то всегда подсознательно всеми ощущался и, главное, действовал на протяжении всей истории, был источником стремления людей к добру, справедливости, миру и братству. Человек с развитым сознанием не может довольствоваться лишь собственным благополучием, он мучается от сознания того, что тысячи таких же людей страдают, например, от голода, у них такие же, как у него, дети. Видеть ежедневные незаслуженные муки таких же отцов и мужей, как он, человек не может чисто и искренне любить свою жену и детей (нравственные муки Толстого, Чехова и т.д.).
А так как в сознании все связано и способности Сознания Творческого зависят от благополучия Сознания Любовного, то и творить искренне и удачливо в любой области человеческого творчества (в науке и особенно в искусстве) человек может лишь в ладах со своей совестью, в согласии с законом любовного сознания.
Закон любовного сознания - реальная сила, он родился с человеком и действовал для всех племен и народов, даже самых отсталых и изолированных. В период первобытного общества люди подчинялись только законам природы и закону любовного сознания. Именно от степени развития сознания зависит степень отвращения к убийству и убийце; к себе, если ты убийца (Раскольников так и не смог победить свое сознание: отвращение к себе увеличивалось, нарастало от любви матери, Сони, от общения с людьми).
При первобытном коммунизме барьер любовного сознания был высок - ведь семья, женщины, дети имели в жизни племени вес больший, чем в жизни современного общества. Вспомним эпизод из фильма "Начальник Чукотки", когда чукчи отказались стрелять в белогвардейцев - они удивлялись, не верили, что такое возможно: стрелять в человека! Как же был обойден этот внутренний запрет убивать себе подобных?

2.4. Религия

Сравним членов двух соседних племен Медведя и Волка (это древнейшие названия у большинства индейских племен). Условия обитания, неписаные законы, обычаи идентичны; похожи члены племен и по внешнему виду. Разница мизерна: одни считают своим предком медведя, другие - волка. 3то как бы продолжение детских сказок, подражания в танцах повадкам, силе, хитрости зверя. В случае конфликта между племенами часть людей с развитым сознанием скажет: "они такие же люди, как мы, давайте мирно договоримся". Агрессивно настроенные члены племен постараются разбудить в своих соплеменниках неприязнь к иному племени. И единственное, за что они могут в своих целях уцепиться - это непринципиальное, но все же существующее постоянно во времени, неисправимое никакими иными методами, кроме как оружием, различие в творческом сознании, в предмете первобытного искусства, в главной теме мифотворчества. Они скажут: "Мы произошли от медведя, они - от волка. Они хитры и коварны как волки, но мы сильнее их. Эти леса издревле были медвежьими владениями, мы - потомки медведей! Изгнать племя Волка!".
Именно с этой речи начинаются религиозная нетерпимость и религия - без первого не было бы и второго, без цели не развились бы и средства.
Нам, людям 20 века, с детства играющим в войну, убивающим "белых" и "немцев", показалось бы странным, что после такой зажигательной речи "медведи" не бросились проламывать головы "волкам"! Но ведь древние дети древнего племени Медведь игр в войну не знали, патриотических фильмов не смотрели и будем считать, что в тот раз их любовное сознание устояло. Существовали механизмы примирения даже на такой крайний случай, как убийство, случайное или преднамеренное, и кровная месть: "Сначала делалась попытка к примирению; совет рода убийцы собирался и делал совету рода убитого предложение покончить дело миром, чаще всего изъявляя сожаления и предлагая значительные подарки. Если предложение принималось, то дело считалось улаженным. В противном случае потерпевший урон род назначал одного или несколько мстителей, которые были обязаны выследить и умертвить убийцу. Если это выполнялось... дело признавалось поконченным". /5/
Но шло время и барьер любовного сознания был преодолен. Закон ушел в тень новых отношений, впоследствии и классовых. Он отражался в обычаях, народных традициях, моральных установках различных религий, в искусстве; он концентрировался в лучших представителях человечества. Эта во многом трагическая история человеческого духа все же более изучена и мы рассмотрим ее более бегло.

2.5. Угнетение любовного сознания

В то время, когда война становится обычным делом, кроме того, что возрастает роль военного вождя, возникает и необходимость в человеке, который занимался бы тем, что постоянно поддерживал в соплеменниках огонь религиозной нетерпимости, готовность выступить по первому зову на войну с инаковерующими соседними племенами. Этот человек - шаман, колдун, священнослужитель (у ирокезов шамана еще не было, у древних греков военачальник по совместительству был и жрецом).
В дальнейшем целью угнетения сознания станет и оправдание рабства, угнетения одного человека другим.
Любовное сознание угнетается через:
1) Религию. Предмет первобытного искусства превращается в божество, праздничные танцы приобретают характер религиозных.
Божество абсолютизируется, а за ним его представители. На место сплочения ГРУППЫ через закон любовного сознания, любовь, демократию приходит сплочение через дисциплину, иерархию, закон силы.
2) Человеческие жертвоприношения. Как правило, в жертву божеству приносятся самые юные, красивые, сильные, смелые юноши и девушки (часто дети вождя), т.е. самые желанные женихи и невесты. Это приучает людей смирять свои сердца перед давлением тупых и жестоких законов жизни.
3) Военный каннибализм. Съесть сердце или печень врага или погибшего друга, чтобы присвоить их силу. Христиане до сих пор едят "тело" Христа и пьют его "кровь".
4) Многоженство вождей и шаманов.
5) Право первой ночи. Т. к. военной добычей могут стать и женщины побежденного племени, то отсюда и войны могут начаться из-за женщин (похищение девушек). Вырабатывается отношение к женщине, как к желанной добыче, оно распространяется и на женщин своего племени, вообще к женщине (вспомним ее прежнее положение!). Отсюда и право первой ночи, когда шаман или (и) вождь требуют у жениха участия в добыче. Случается, друзья жениха или гости спят с невестой, а потом отдают жениху.
6) Религиозные праздники свободной любви, когда женщины должны были отдаваться всем желающим. Ясно, что наибольшая свобода выбора была у военачальника и шамана.
7) Проституцию. Зародилась она как религиозное действие, когда девушки должны били в стенах храма отдаваться всем проезжим за плату. Деньги шли храму. В ходе всемирной истории церковь вполне могла покончить с проституцией, если бы искренне этого хотела, но церковь была занята другим, в сущности противоположным, а именно
8) Сожжением ведьм и еретиков. Ведьмами часто объявлялись красивые девушки, все колдовство которых заключалось в силе любовного чувства, которое они вызывали в мужчинах. Прекрасный пример в "Докторе Фаустусе" Т. Манна. Парень искренне и сильно любил девушку. Однажды он поехал с друзьями в город и те повели его к проститутке. Парень, помня о любимой, оказался бессилен с проституткой и друзья осмеяли его. Вернувшись в деревню, парень рассказал об этом странном случае священнику. Девушка была сожжена за колдовство. Таким образом церковь, защищая проституцию, наказала любовь. В наше время влияние религии ослабло, появились новые формы угнетения любовного сознания;
9)Порнография. Главное и самое ценное в сознании - творческий механизм опосредования - деформируется путем абсолютизации безусловнорефлекторной части Сознания Любовного, непосредственной, формальной информации о половом партнере. Безусловные рефлексы полового поведения человека вырываются из опосредования БРПП//УРГП, сознание любовное распадается. Этому способствует и умаление условных рефлексов группового поведения через
10) индивидуализм, культ Сверхчеловека, националистические, расовые теории, отрицание коллективизма в человеке. Ценятся только сила, дерзость, умение подчинять своей воле других. Это отступление на позиции классического и полового отбора в животном мире. Основанные на этих принципах режимы бесчеловечны и творчески бесплодны.
Может сложиться упрощенное впечатление: все, что было в истории хорошего - автоматически заслуга сознания любовного; плохого - результат его угнетения. Но роль сознания сложнее и противоречивее. И угнетение сознания любовного происходит в соответствии с его же схемой, благодаря его абстрагирующим способностям. Другое дело, что следствием угнетения неизбежно будет снижение его творческих способностей: переход от генераторного режима развития (взаимоусиление любовного и творческого сознания) к постепенному затуханию или в лучшем случае топтанию на месте в режиме с отрицательной обратной связью (через Сознание Любовное) - это относится и к отдельной личности, и к обществу в целом.
Закон любовного сознания отражает внутреннее противоречие любовного сознания - противоречие, которое в постклассовом обществе выходит из тени классовых, межнациональных и межрелигиозных противоречий - закон и противоречие эти лежат в основе природы человека и поэтому будут с ним вечно. Вечным будет противоречие между лично-семейным и общественным, между правом на частную собственность и требованиями социальной справедливости. Человечество лишь будет совершенствоваться в методах сиюминутного консенсуса и минимизации вреда, но решить это противоречие кардинально и окончательно не сможет никогда. Нет, решить можно, но только вместе с человеком. И другие противоречия и проблемы, которые мы будем рассматривать (противоречие творческого сознания, межнациональные и прочие, проблема счастья) легко решаемы в той части, где они не опираются и не связаны с противоречием любовного сознания, и принципиально неразрешимы в той части, где тесно взаимодействуют с ним. Мы не (сможем в данный момент сформулировать закон любовного сознания, т. е. нам предстоит еще рассмотреть историю индивидуального сознания - от ребенка до взрослой личности (онтогенез сознания).

Следующие статьи - "Два режима работы мозга. Чувства", "История сознания (онтогенез)" и "Цель разума - счастье".

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. М., 1981
2. Грант В. Эволюция организмов. М., 1980
3. Хайнд Р. Поведение животных. М., 1975
4. Медников Б. М. Дарвинизм в ХХ веке. М.,1975
5. Маркс К. и Энгельс Ф. ПСС, изд. 2-е, т.21. М.,1961
6. Матюшин Г. Н. У истоков человечества. М.,1982
7. Жизнь животных, т. 6. М.,1971
8. Мак-Фарленд Д. Поведение животных .М.,1988
9. Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М.,1984
10. Джохансон Д., Иди М. Люси. М., 1984
11. Биологическая кибернетика под ред. Когана А.В., изд. 2-е, М., 1977
12. Малиновский А. А. Биология человека. М, 1973
13. Юджин Линден. Обезьяны, человек и язык. М., 1981
Андрей ЛЕБЕДЕВ

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/0.7.67