домой
ДВА РЕЖИМА РАБОТЫ МОЗГА. ЧУВСТВА
Предлагаемая статья является продолжением первой статьи "Половой отбор по групповому поведению...". Следующая статья будет называться "История сознания (онтогенез). Воспитание чувств". Ближайшая задача - исследование природы счастья, его эволюционного значения, возможности достижения.
Отвечая на письма и пожелания читателей, не совсем понявших цели моих исследований, скажу, что мировоззрение, понимание человеком себя и своего места в жизни находится сегодня в таком плачевном состоянии (крушение либеральной идеи, новый виток насилия, национализма, терроризма - яркое тому свидетельство), что ремонтировать это здание, латать старые философские системы нет смысла, легче построить новое здание. Поэтому я по-прежнему воздерживаюсь от критики предшественников (во всяком случае пока). Я строю свой мир, и человечество будет жить в нем по открытым мною законам.

1.1. Прачеловек в экстремальной ситуации.

Умение правильно и быстро действовать в экстремальной ситуации - основное условие выживания как для животных, так и для предполагаемого предка человека. Обозначим эти две составляющие ответного действия "быстро" и "правильно" как:
А - скорость реакции, количественная составляющая, и
Б - качественная составляющая, само действие (бегство, контратака и т.д.)
Красивый пример из жизни животных - неизбежная победа мангусты в схватке с коброй. У мангусты одно преимущество перед ядовитой змеей: горячая кровь, а значит - более быстродействующая нервная система. Обычно мангуста делает два-три ложных выпада, вырабатывая у кобры условный рефлекс (УР), а затем производит настоящий бросок с другой стороны. Змея не успевает перестроиться... По одной из гипотез причиной исчезновения динозавров также послужила их неудачная конкуренция с появившимися в то время первыми млекопитающимися хищниками, хотя и уступающими динозаврам в размерах, но обладающими горячей кровью и более быстрой реакцией.
Возвращаясь к нашему предку, сразу определим, что по скорости реакции, по составляющей А, он вряд ли превосходил окружающих его хищников. Ответное действие АБ строилось по такой схеме: появление хищника возбуждало нервную систему, которая путем выброса определенных гормонов приводила организм в более динамичное состояние. Ответное действие выбиралось нашим предком, исходя из:
1) имеющихся в памяти унаследованных безусловных и приобретенных условных рефлексов,
2) ситуации - если один, то мог убежать, если рядом детеныши с самкой, то должен был вступать в драку, защищая их;
3) общего состояния организма - если болен или ранен, то избегал драки; если здоров, то вел себя более активно.
Важно отметить, что при всех возможных сочетаниях этих трех факторов животное, а также и наш предок (до появления у него первых признаков сознания), очень редко в экстремальной ситуации выходили за пределы старых, хорошо усвоенных Безусловных (БР) и Условных Рефлексов (УР). Дело в том, что у животных, как мы уже отмечали в первой статье, мозг работает по функциональной формуле 1 (ФФ1): БР - УР - УРИ, (грубо говоря, по схеме "или-или-или"), и т.о. в экстремальной ситуации, в схватке с хищником, когда все решают ничтожные доли секунды, с большей долей вероятности срабатывают самые быстрые БР, имеющие счастье находиться в самых древних отделах мозга, ближе всех к исполнителю приказов - позвоночному столбу, спинному мозгу. Именно поэтому, как мы уже отмечали, обезьяна в минуту смертельной опасности бросает в сторону палку и действует клыками, как все ее предки действовали миллионы лет. Если хищник далеко, тогда есть время использовать, например, условные рефлексы группового поведения (УРГП): перестроить ряды, дать команду своим сородичам и т.д. Если же хищник вообще не представляет реальной опасности: сыт, болен или это вообще чучело, призванное изображать хищника во время биологических опытов - тогда обезьяна может, не торопясь, взять палку, подразнить ею чучело (УРИ - условные рефлексы исследовательские), порадовать исследователей началом "орудийной деятельности", получить свой банан в награду.
Также был устроен мозг и у нашего предка - ближе всего к исполнительным органам Безусловные Рефлексы (БР), Безусловные Рефлексы Полового Поведения (БРПП), затем Условные Рефлексы (УР), Условные Рефлексы Группового Поведения (УРГП), Условные Рефлексы Исследовательские (УРИ) и все, что в верхних отделах коры головного мозга отвечает за так называемую высшую нервную деятельность. С повышением разнообразия ответного действия - Б - снижается скорость реакции - А.
И если мы хотим, чтобы наш предок в самый ответственный момент, перед лицом смерти, действовал не по старинке (БР), а применял дубину, отгонял зверя огнем, мы должны доказать, что его Условные Рефлексы и Условные Рефлексы Исследовательские не уступали в быстродействии Безусловным Рефлексам животного. Нашему предку это, по-видимому, удалось (раз он выжил), и удалось благодаря механизму сознания БРПП//УРГП//УРИ (ФФ4) (грубо говоря: схема "и-и-и"), где все реакции опосредованы.
Нас не должно смущать, что БРПП (безусловные рефлексы полового поведения) вроде бы и не имеют никакого отношения к безусловным рефлексам, необходимым в схватке с хищником, к агрессивному поведению. Вспомним, что у обезьян собственно ухаживания не существует, самец просто ведет себя агрессивно по отношению к другим самцам и самке, а самка или огрызается, или бойкотирует, или подчиняется. Поэтому нетрудно допустить, что в какой-то своей части Безусловные Рефлексы, отвечающие за агрессивное поведение, охватываются новым типом межнейронных связей, названных нами Сознанием.
Нельзя здесь не вспомнить многочисленные исследования человеческого мозга, в которых ученые неизменно приходили к выводу, что устойчивых межнейронных связей в нем не существует, связи многовариантны, постоянно перемещаются, что наш мозг устроен фантастически сложнее мозга животных и что практически в нем ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ. Очаги возбуждения "плавают", исчезая в одном и появляясь, совершенно непредсказуемо, в другом месте. Интересны факты из нейрохирургии, когда функции пораженных или удаленных отделов мозга переходили к другим отделам.
Нельзя утверждать, что из этих двух посылок "все связано со всем" и "все связано опосредовано" вытекает следствие: в экстремальной ситуации у человека работает (активно ищет решение) ВЕСЬ мозг, но что-то подобное наблюдается в нашей повседневной жизни и не обязательно в экстремальных ситуациях, а по крайней мере еще в двух случаях: в творческом поиске (так назывемое вдохновение), а также в "быстрых" фазах сна, т.е. во время сновидений. Интересно заметить, что сны нам снятся все время какие-то экстремальные - кто-то нас все время догоняет. Во сне также часто приходят решения тех творческих задач, над которыми человек безуспешно бился днем.
Физиологически все три случая характеризуются активизацией работы мозга, сильным приливом крови к мозгу (что иногда приводит к покраснению кожи лица). Есть еще четвертый похожий случай - состояние оргазма - но о нем позднее. Нет особой надобности в данный момент вдаваться также и в технические детали того, каким образом природой было обеспечено быстродействие сознания, соизмеримое с быстродействием Безусловных Рефлексов.
Проиллюстрировать то, что требуемая скорость реакции была успешно достигнута, проще на примерах экстремальных ситуаций, которые в современных условиях чаще всего встречаются в спорте. Про высоких мастеров восточных боевых искусств (!) говорят, что в бою они могут останавливать время. Особенно важно следующее: то, какое значение учителя восточных единоборств придают духовному воспитанию, творческому началу в учебе и в бою - все то, что на Западе воспринимается как экзотический необязательный довесок к технике борьбы, на самом деле есть совершенно необходимое условие нормального развития человеческого мозга, механизма опосредования - Сознания, и в конечном итоге с помощью быстродействующего механизма Сознания достижения победы над противником по факторам А и Б.
Вернемся к экстремальной ситуации, в которую попал наш предок. Вообще удивительно, почему до сих пор ученые-эволюционисты уделяли так мало внимания действиям животных в экстремальных ситуациях именно с точки зрения естественного отбора. Именно в пороговых ситуациях решается значительная часть задач, имеющих значение как для классического естественного отбора (схватки с хищником, или с намеченной на сьедение жертвой), так и для полового отбора (драки с соперниками).
Чтобы понять, что нового привносит человек в данную ситуацию по фактору Б (с А, быстродействием, мы уже разобрались), надо посмотреть что происходило в животном мире до человека. На каждое определенное действие хищника потенциальная жертва вырабатывала столь же определенное контрдействие. Это слегка напоминает соревнование в области военной техники, например подводных лодок и противолодочной обороны. Появляется некое техническое новшество, дающее подлодкам преимущество в бою, и оно действует до тех пор, пока противная сторона не введет некое контрновшество. И процесс этот, надо заметить, весьма длителен: изобретение, испытание, промышленное производство, доводка конструкции, совершенствование. Столь же длителен (в других, правда, временных масштабах) процесс соревнования "хищник - жертва". У оленей отрастают рога, у волков - зубы; олени "работают" рогами и копытами, калеча хищников, а те стремятся не только избежать поражения, но и перегрызть жертве горло.
Все, что происходит в "ближнем бою", для достижения максимального быстродействия необходимо закреплять в Безусловных Рефлексах (то есть в генах). Но есть еще Условные Рефлексы, Условные Рефлексы Группового Поведения, отвечающие за коллективные действия, скажем, волчьей стаи: отбить жертву от сородичей, загнать ее, лишить сил, маневренности. Многое здесь зависит от характера местности, погодных условий - все это в генах записать и предвидеть просто невозможно, поэтому используется условнорефлекторное обучение. Молодые волки следуют за матерыми и обучаются через подражание. Но как действовать волку в ситуации неожиданной, совершенно новой для него? Да и откуда, если по большому счету, взялись Условные Рефлексы у самых первых матерых волков? (Не вполне корректный вопрос, но смысл ясен).
Выбор действий животных во вновь возникающих ситуациях обеспечивают УРИ - условные рефлексы исследовательские, разведочные. В основном это действия методом проб и ошибок, просто случайные - в момент опасности действовать наобум лучше, чем вообще не действовать. В случае удачи УРИ закрепятся в "основном составе" условных рефлексов и будут передаваться через обучение новым поколениям.
Что же совершил человек? Он начал использовать УРИ в "ближнем бою" с быстродействием, сравнимым с максимальным быстродействием БР. Он начал действовать не по правилам, а наобум, нелогично (!), абсурдно, ставя в тупик нервную систему нападавшего хищника. Что он вытворял, мы можем сегодня только догадываться - догадываться, например, по тем советам, которым нам предлагается следовать при встрече с дикими зверьми - громко закричать, заколотить котелками, ведрами (в цирке резкие щелканья бича, выстрелы), т. е. производить резкие звуки, способные выбить зверя из программы нападения и поставить перед неразрешимой задачей, когда предполагаемая жертва его не боится и ведет себя угрожающе и непонятно (и вообще жертва ли это?).
И как всегда, когда животное сталкивается с непонятным (но явно угрожающим) явлением, на которое у него нет готовых ответных рефлексов, оно считает за меньшее зло избежать столкновения, ретироваться (что весьма мудро). И надо заметить, что говоря о преимуществах человеческого сознания в экстремальных ситуациях, мы еще ни словом не обмолвились об орудиях, о камнях и палках, которыми человек также получил возможность пользоваться в рамках Условных Рефлексов Исследовательских, но с быстродействием Безусловных Рефлексов благодаря своему интегрирующему сознанию (БР//УР//УРИ).

1.2. Чувства

Мало найти удачное действие или противодействие в пороговой ситуации, надо еще закрепить его в памяти (для дальнейшего использования и передачи другим членам группы). Как закрепляются в генофонде удачные мутации, отвечающие за Безусловные Рефлексы, нам достаточно ясно. Как идет обучение Условным Рефлексам - тоже вполне понятно после Павлова. Роль подкрепления для молодых волков сыграет добытая пища, одобрение вожака (или неодобрение при неудаче), более высокое место в иерархии стада, благорасположение самок - всего этого вполне достаточно для закрепления удачных Условных Рефлексов.
Никакого места для чувства как средства самооценки в этом случае не остается. Даже проскочившее выше что-то похожее на "чувство уверенности в себе" есть лишь экстраполяция чисто человеческой оценки - оценки исследователя. Тем более чувства излишни до выработки ответного действия: "увидел врага, испытал чувство страха и побежал; испытал ненависть, оскалил клыки" - в пороговой ситуации, когда все решают неуловимые доли секунды, это невозможная роскошь.
Деятельность развитой системы чувств (а у человека чувства очень богато представлены и развиты) требует, кроме этого, дополнительных энергетических затрат и в животном мире нельзя обнаружить причины, эти затраты оправдывающие. Можно сказать так: если бы появились животные, развившие у себя хотя бы примитивную первичную систему чувств, то они неизбежно проиграли бы соревнование с другими животными, без всяких чувств, без дополнительного потребления пищи добивающихся тех же успехов в жизни. Природа - это самый жесткий экономист, природа - постоянная "шоковая терапия"!
Чтобы не запутаться в терминологии, определим те состояния животных, которые напоминают нам наши человеческие чувства, именно как "состояния" - состояния страха, состояние сытости, голода и т.п. Забегая вперед, скажем, что у животного, например, состояние страха, а у человека - оценка этого состояния, т.е. чувство страха.
Кстати, мы как-то сразу, априори, определили, что чувства - это средства самооценки, оценки окружающей среды или внутреннего состояния. Но если не приписывать природе маниакального стремления беспричинно украшать и усложнять жизнь, придумать какое-то другое предназначение чувствам (включая самые сложные - любви, счастья, чувства прекрасного) трудно.
Итак, система чувств потребовалась для закрепления чисто человеческих Рефлексов Сознания (РС или БР//УР//УРИ). Почему они не могли быть закреплены старыми методами? Именно из-за оперативности - Рефлексы Сознания оказались по быстродействию рядом с Безусловными Рефлексами, но, естественно, в генах не закреплялись; но и не могли долго ждать закрепления как Условные Рефлексы, по Павлову. То есть действия человеческого сознания должны были получить оценку еще до подкрепления пищей, одобрения сородичей - сам мозг должен был сделать самооценку (конечно же, основываясь на хранящемся в памяти своем опыте и на опыте тех, кто попадал в аналогичную ситуацию).
Высказанные предположения оправданы в том случае, если становление человека как вида происходило в условиях повышенной экстремальности (а так оно и было - вспомним первую статью о происхождении человека).
У животных состояния страха или голода - это состояния организма, когда он путем выброса определенных гормонов приводится в более (или менее) динамичное состояние.
Человек, на которого неожиданно и первый раз в жизни напала собака, также никакого страха просто не успеет испытать - его организм в зависимости от ряда внутренних и внешних причин, которые мы ранее в аналогичной ситуации рассматривали, или затормаживается, или возбуждается. Человек или, вяло защищаясь, дает себя искусать, или бежит, прыгая через двухметровый забор, или вступает в схватку, которая заканчивается бегством собаки. И только после того, как опасность миновала, его охватывает страх, удивление (как это я перемахнул через такой забор!), гордость, или боевой азарт - иногда все сразу одновременно.
Попытки анализировать ситуацию (и чего это я струсил перед этой шавкой!) добавляют дополнительные краски к спектру чувств. И все эти чувства-оценки определенным образом что-то перестроят в мозгу, в памяти с тем, чтобы при следующей встрече с собакой человек действовал уже иначе (или вообще ничего не делал, скованный чувством страха, памятью о перенесенной боли).
Человек, слабый телом и духом, еще более перепугается и затормозится; середняк переборет себя и будет действовать успешнее (схватит палку, например); вчерашний же победитель с азартом сам пойдет в атаку, гордо презирая и опасность, и врага и не оставляя ему никаких шансов. То есть слабый будет действовать еще слабее, а сильный - еще смелее и увереннее. Представим здесь первобытного человека и нападающего на него хищника и поймем, что система чувств должна была ускорить действие Естественного Отбора в отношении нашего предка, элиминацию особей, слабых не только телом, но и со слаборазвитым сознанием.
Вырисовывается следующая схема ответного действия:
АБ: РС1+Ч1 = РС2+Ч2 = ... , где
АБ - ответное действие Б на экстремальную ситуацию с максимальным быстродействием А,
РС1 - первая реакция человека на опасность,
Ч1 - чувство самооценки. Конечно, может быть и оценка со стороны: смех или одобряющие возгласы сородичей, женщин и т.п., но решающей и значимой будет результирующая самооценка,
= - означает не только промежуток времени между первым и вторым нападением врага, но и работу мозга по изменению самооценки (под влиянием всего спектра чувств) и в конечном результате выбор тактики поведения. Между двумя нападениями противника может пройти и одна секунда, за которую человек может изменить свое внутреннее состояние и вдохновиться для победы. А может пройти и много времени, занятого тренировками, мысленным воображением и обдумыванием предстоящей схватки, даже изображением ее с помощью средств искусства - наскальной живописи или поэтического произведения - и все это с соответствующими чувственными переживаниями и развитием самооценки (я могу победить, я такой же сильный как отец, я ловкий, я хочу победить, где же эта скотина?!) и
РС2 - рефлекс сознания на повторное нападение, результат всех пережитых чувств, воспитательных и самовоспитательных действий,
Ч2 - опять самооценка и ...т.д. всю жизнь.
Попробуем выбросить вообще первое нападение, сделать его условным, мифическим, представленным в рассказах-инструкциях родителей, опытных охотников, обучающих молодежь еще до выхода з пещер искусству реальной жизни (оптимально и творчески действовать в сложных ситуациях). Кстати именно из-за того, что этот чей-то первичный, подхваченный и развитый племенем опыт остался за кадром, и взрослеющий человек часто не осознает (после многократного переосмысления и чувственной перестройки сознания) что откуда взялось, и создается иногда обманчивое впечатление, что человек в какой-то трудной ситуации действует не сам, а управляется неким высшим Разумом. Именно это привело к возникновению представления о Боге и основного вопроса философии (что было вперед: дух или материя?).

1.3. Два режима работы человеческого мозга.

Скорее всего выводы ученых о том, что человеческий мозг в повседневной жизни использует лишь десятую долю своих потенциальных возможностей, говорят об огромных резервах человеческого сознания именно на случай экстремальный или творческий. Люди, пережившие пороговую, смертельную ситуацию, часто утверждают, что за ничтожные доли секунды перед их глазами проносилась вся жизнь, т.е. мозг работал сразу ВЕСЬ, используя ВСЕ резервы памяти в поиске выхода из кризисной ситуации. Как это становится возможным, еще предстоит выяснить. Существует интересное, хотя и немного фантастическое предположение о том, что творческие "мутации" в мозгу человека происходят на квантовом уровне (как и генетические мутации) со всеми соответствующими этому уровню прелестями вроде принципиальной неопределенности, непредсказуемости событий и околосветовой скорости (с какой стороны около-?!). Тогда мозг человека действительно Вселенная! И Вселенная, по-видимому, управляемая - об этом свидетельствует многовековой опыт человечества в деле воспитания детей.
В первые годы жизни - решающие для последующего воспитания - ребенок вообще запоминает практически все - это утверждают многие исследователи и педагоги. Накапливать массу самой различной информации, не разделяя ее подчас на первостепенную и второстепенную человека заставляет именно необходимось действовать творчески и неординарно в пороговых ситуациях - действовать по аналогии, от противного, используя все возможности абстрактного мышления, или просто случайно (что тоже весьма непросто - вспомним историю с Буридановым ослом). Необходимость в огромных массивах информации приводит к двум последствиям:
1) увеличивается обьем мозга;
2) если мозг в будущем не сможет найти какую-нибудь идею - стержень для своей взрослой деятельности, то ему грозит опасность утонуть в море мелочной, второстепенной(?!) информации. Поэтому не так важны обьем мозга и количество накопленной информации, как умение эту информацию оптимально для творчества организовать.
Особенно необходимо это умение в переходные периоды истории, когда старая вера рухнула, а новая еще не родилась, а также в переходном возрасте, когда знания накоплены, а как их применить в личной жизни - не совсем ясно. Новая вера, овладев на какое-то время людьми, конечно же помогает им спокойно организовывать свою жизнь в соответствии с этой верой, но до тех пор, пока заорганизованность не станет помехой новым творческим устремлениям самой активной части общества. Аналогично чередуются периоды и в жизни отдельного человека: детская вера в родителей - переходный возраст - самостоятельная жизнь - кризис "сорокалетних" и т. д.
Но почему человек в своей жизни так фатально стремится к новым ощущениям, к творчеству, так страдает от скуки, однообразия, и что это такое вообще - творчество? Попробуем в этом пусть не сразу, но разобраться.
Важность творческой, эвристической способности мозга в деле поиска выхода из экстремальной ситуации для нас уже несомненна, и Естественный Отбор эту способность должен был поддерживать и развивать. Еще в первой статье (о Половом Отборе по Групповому Поведению) мы писали о развитии у самцов прачеловека именно Сознания Творческого. Сейчас мы эти представления углубили вплоть до выделения психологических актов сознания в особый экстремально-творческий режим работы человеческого мозга, а рефлексы сознания (РС) обособили от старых Условных Рефлексов. Чем же одни отличаются от других?
Близкий каждому пример условнорефлекторной деятельности - таблица умножения, умножение и деление столбиком. При изучении таблицы умножения для облегчения запоминания еще могут применяться какие-то игровые моменты вроде рифмовок "пятью пять - двадцать пять", но попробуйте просто перемножить или поделить в столбик многозначные цифры и вы познаете всю "прелесть": надежность и быстродействие условных рефлексов. Будь вы хоть школьник, финансовый гений или профессор математики - вы одинаково обречены на тупую безрадостную работу, полную сомнений, проверок, поисков возможных ошибок.
И совсем другое дело - творческое решение какой-нибудь научной или эстетической задачи - проблема неизмеримо более сложная решается поразительно легко и быстро, по мановению волшебной палочки вдохновения. Не всегда, конечно, ситуация должна быть экстремальной (хотя необходимость сделать научное открытие или написать художественное произведение могут переживаться довольно мучительно), но понятно, что мозгом в разных ситуациях, более или менее экстремальных, применяется один и тот же механизм творческого сознания. И возможность его развития у каждого здорового человека обусловлена генетически.
И даже если творческое зерно в душе человека не может плодотворно произрасти по причине, например, несовершенства современного ему общества, тоталитаризма, творческого застоя, то все же оно сохраняется всю жизнь и напоминает о себе ночью, в загадочных, фантастических сновидениях, в попытках подпольного творчества, с оглядкой на власть (анекдоты, эзопов язык и пр.), проявляется менее безобидно в стремлении уйти из скучной действительности в фантазии алкогольные, наркотические, сексуальные (имеется в виду секс как заменитель, отдушина в скучной жизни).
И это непобедимое желание человека проявить себя в творчестве, что-то изменить в жизни, никак не хочет атрофироваться - чем дольше оно сдерживается, тем неожиданней и мощнее в один момент может прорваться не без вреда для него самого, окружающих и даже истории (революционное "творчество" масс).
В основном в наших школах используется условнорефлекторное обучение, простое запоминание через повторение за учителем. В школах на Западе, а также и в наших эксперементальных педагоги-новаторы пытаются ввести в процесс обучения момент игры, творчества. Существует видимо какая-то золотая середина. Но с другой стороны мы рождены именно для творческой работы - делать то, что кроме человека никто не сделает. Что же касается грубой механической работы, то ее вполне могут выполнять машины и компьютеры. После ряда этих общих замечаний пора, наконец, перейти к подробному разбору процесса воспитания человека.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

1) Действие человека в экстремальной ситуации характеризуется скоростью реакции и энергетическим всплеском, свойственными Безусловным врожденным Рефлексам, действиям самцов схватках с соперниками из-за самки. Значительно возрастает физическая сила (прыжки через забор, схватки с множеством врагов)
2) Творческая составляющая действий человека: чем неожиданней для противника, тем лучше.
3) В случае успеха чувство удовлетворения опять же близкое к сексуальному, удовольствие на всю жизнь - это необходимо для того, чтобы удачные действия и успешные решения закрепились мозгом. Бывает, что удачные решения производят перестройку всего сознания.
4) Чувства - это оценка деятельности именно СОЗНАНИЯ и (или) СОЗНАНИЕМ, поэтому у животных и маленьких детей чувств нет.
5) Чувства в одних случаях усиливают действие естественного отбора в отношении человека, обрекая слабых на еще большее бессилие перед лицом смерти, а в других случаях, наоборот, выступают буфером - в период доопытного воспитания и обучения, когда подрастающему поколению передается не только информация, но и соответствующие переживания и соответствующая атмосфера творческого поиска.
6) Иллюзия доопытности, первородности чувств (а отсюда и иллюзия Высшего Разума, Бога, иллюзия первичности сознания) возникает из-за той огромной массы неосознаваемой в обычных условиях самой разной информации, которой мы буквально пропитались в детстве. Когда же человек в экстремальной ситуации производит действия, неожиданные для себя самого, или создает произведение неожиданное, фантастическое по творческой смелости, то говорят: его рукой водил Бог (или Подсознание, Сверхсознание, Сверх-Я и т.п.). Нет ни беспричинного страха, ни беспричинной тоски, ни радости - все человек может осознать в принципе. Другое дело, что на практике это потребовало бы нерациональных, неоправданных затрат сил и времени. Сознание хранит массу разнообразнейшей информации не для того, чтобы составлять ежедневные отчеты о ней (тогда бы наши дни растянулись на столетия), а для успешных действий человека в экстремально-творческих ситуациях.
7) Пороговые ситуации возникают не каждый день, но мозг должен поддерживать постоянную готовность к ним. Как мышцы ослабевают без тренировок, так и творческие потенции, способность концентрировать внимание, вдохновляться трудностью предстоящей борьбы, могут атрофироваться. Тренировка необходима и она идет даже ночью, когда человек спит (сновидения).
Человек может неделями ничего не делать, но его ничегонеделание условно: в своем сознании он производит массу действий и переживает их оценки. Идет поиск, переоценка, нередки всплески совершенно неожиданной ярости или тут же радости бытия - все это предподготовка, предощущение Порога. И, конечно, как средство творческой встряски не последнюю роль играет искусство.
8) Из сказанного видно, что так называемое Добро (основанное на любовном сознании) побеждает т.н. Зло по всем статьям: и исторически в ходе развития человечества, и даже в столкновении лицом к лицу конкретных представителей (сознание любовное дает мощный импульс развитию сознания творческого). И если силам Зла, Войны, Ненависти, Смерти еще удается удерживать кое-какие позиции в этом мире, то, конечно, благодаря психологическим уловкам, использованию внутренних противоречий сознания (а их предостаточно, в том числе и объективных). Разумеется, в будущем мы посвятим этому вопросу достаточно времени и страниц.
Андрей ЛЕБЕДЕВ, 1993